10 самых успешных MVP: Dropbox, Airbnb, Groupon и др.

Согласно философии «бережливого стартапа» (lean startup) Эрика Райса начинать нужно с малого, а именно — с создания минимально рабочего продукта (MVP). Такой прототип продукта обладает минимально необходимыми характеристиками, позволяющими протестировать спрос на рынке, собрать обратную связь пользователей, а затем можно будет поэтапно его улучшать.

Следующие 10 самых успешных MVP в истории стартап-индустрии подтверждают правильность такого подхода.

1. Dropbox 

Создатели Dropbox хотели понять, нужен ли пользователям их сервис синхронизации файлов и готовы ли они за него платить. Поэтому команда сделала обзорное видео и начала распространять его по своим знакомым, чтобы посмотреть на их реакцию. Если изображение может привести тысячу пользователей, то видео стоит миллионов! Трехминутный ролик всего за ночь увеличил количество подписок на сервис с 5000 до 75 000 и дал продукту дорогу в жизнь. Потенциальные пользователи увидели, какие преимущества они могут получить с помощью сервиса и пришли к выводу, что за него не жалко и заплатить.

2. Airbnb

В 2007 Брайан Чески и Джо Геббиа хотели заняться бизнесом, но при этом не могли позволить себе даже оплатить аренду квартиры в Сан-Франциско. В городе проходила конференция по дизайну, и они решили по дешевке сдать свой лофт участникам, которые не смогли устроиться в мотеле. Они сфотографировали квартиру, разместили объявление на простеньком веб-сайте и получили первый заказ. Так стартаперы основали Airbnb (тогда проект назывался AirBedandBreakfast — воздух, постель и завтрак).

3. Groupon 

Изначально Эндрю Мейсон основал сайт The Point — платформу, на которой люди могли найти помощников в деле, которое не осилили бы самостоятельно. Например, чтобы одолжить денег или вместе бойкотировать недобросовестный магазин… Но особого успеха такая концепция не принесла.

Тогда на том же домене команда установила кастомизированный WordPress-блог и стала каждый день вручную публиковать разные сделки. Когда кто-то подписывался на сделку, команда генерировала PDF-документ и рассылала его пользователям по Apple Mail. Такой вот простенький пивот помог команде понять, какой рынок им нужен, и переориентировать свой продукт на более успешную модель.

Кастомизированный WordPress-блог и ручная рассылка писем, возможно, не совсем соответствует MVP в традиционном представлении, но ребятам из Groupon такой способ реально помог сформировать новую концепцию.

4. Buffer 

Buffer — это приложение, которое позволяет планировать записи в социальных сетях, по сути помогая организовывать посты таким образом, чтобы не флудить в лентах друзей. Его основатель Джоел Гаскойн не хотел начинать делать продукт, который может оказаться никому не нужным. Поэтому он начал с простого теста.

Первый MVP Buffer — это была обыкновенная посадочная страница. На ней объяснялось, что такое Buffer, как он будет работать, и предлагалось подписаться всем, кого заинтересует такой продукт. Когда люди кликали на подходящий тарифный план, они получали сообщение, что приложение еще не запущено, но они могут подписаться на обновления. Получая таким образом их электронные адреса, Гаскойн смог наладить с потенциальными клиентами диалог и узнать, какой сервис им нужен и чего они хотят от продукта.

5. Zappos 

Сегодня люди без проблем покупают обувь онлайн, но в 1999 году, когда сооснователь Zappos Ник Суинмурн захотел построить онлайн-магазин по продаже обуви, его гипотезу нужно было протестировать. Он начал с того, что разместил фотографии обуви из ближайшего магазина на сайте. Когда кто-то заказывал пару онлайн, он шел в магазин и покупал ее. Вместо того, чтобы сразу инвестировать в инфраструктуру и инвентарь, он получил ответ на вопрос, а нужен ли Zappos рынку в принципе.

Принцип Волшебника Оз или «человека за занавесом» используется для того, чтобы тестировать гипотезы на рынке. Идея в том, чтобы создать впечатление полностью функционального продукта. Клиенты думают, что они уже используют готовый продукт, хотя на самом деле невидимый человек делает все вручную. В случае с Zappos этим человеком был Суинмурн.

6. Twitter 

Twitter начинался как подкаст-платформа Odeo. Когда Apple вытеснила компанию с этого рынка, включив подкасты на iTunes, команда стала искать новые идеи, которые могли бы выстрелить. Результатом брейншторма стала идея обмена короткими сообщениями под кодовым названием twttr.

Первый прототип использовался как служебный сервис для сотрудников Odeo, которые в какой-то момент им так увлеклись, что начали жаловаться на гигансткие счета за SMS в нерабочее время. Именно тогда команда решила выпустить свой продукт в мир, но сперва только на один день, в рамках фестиваля. Свои твиты стартаперы транслировали на ТВ-экранах в процессе ивента, и в тот же день пользовательская база буквально взорвалась.

7. Zynga 

Zynga — это студия разработки социальных игр, которые стали популярны благодаря ссылкам в Farmville. На покупках внутри этой игры в 2013 году удалось заработать $1 млрд. В процессе разработки игр студия использует микс из посадочных страниц и проверочных ключевых слов, чтобы оценить интерес публики к будущей игре. Запуская рекламу будущих игр в уже существующих играх, компания собирает информацию о том, в каком направлении двигаться при разработке, и таким образом избегает лишних трат ресурсов на построение игр, в которые люди не станут играть.

8. Foursquare 

Foursquare — это геолокационынй сервис, который позволяет пользователям чекиниться и делиться своей географией перемещений с друзьями и родственниками. Когда первую подобную сеть Dodgeball, построенную на SMS-сообщениях, купил Google, основатели Деннис Краули и Навин Сельвадураи засели за разработку мобильного приложения под названием Foursquare.

Сперва они запустили MVP с одной единственной функцией вместо того, чтобы тратить время на разработку полного и не всегда обязательного функционала. Они начали с чекинов и геймификации с вознаграждениями и сосредоточились на этом, собирая фидбек. Далее они стали постепенно добавлять дополнительные возможности, вроде рекомендаций и сити-гайдов, но все это — спустя годы. Они использовали дополнительные сторонние сервисы, чтобы управляться со своим продуктом. Например, собирали отзывы в Google Docs.

9. Spotify 

По словам стартап-консультанта Хенрика Книберга, Spotify использует четырехступенчатый повторяющийся цикл для разработки продукта — обдумать, построить, поставить, ущипнуть. Когда в 2009 году команда запустила свою первую посадочную страницу, она сфокусировалась на единственной функции, которая имела первостепенное значение — стриминг музыки. В своем десктопном приложении стартаперы смогли протестировать рынок посредством ограниченной беты, и выиграть время на сотворение импульса, который покорил Соединенные Штаты. Ту же стратегию они используют сегодня, чтобы масштабировать бизнес. На стадии «обдумать» — тестируют, насколько востребован концепт, на стадии «построить» — выпускают непосредственно MVP, на стадиях «поставить» и «ущипнуть» — проверяют, насколько велик потенциал и заинтересованность пользователей, собирая фидбек и неустанно изменяя продукт.

10. Pebble 

Pebble — это умные часы, которые, по мнению экспертов, сделали носимые технологии растущим рынком. Когда у команды иссякли инвесторские деньги, основатель Эрик Мигиковски обратился к краудфандингу и запустил кампанию на Kickstarter, которая стала самой успешной в истории платформы. В рамках кампании на часы удалось собрать более $10 млн от людей, которые захотели инвестировать в разработку. Мигиковски сделал видео, в котором демонстрировался прототип, и попросил всех, кого заинтересует продукт, помочь его закончить. Заявленную сумму — $100 000 — проект собрал за два часа, а до конца недели на счету было уже $600 000. К концу кампании более 60 000 человек вложили в проект $10,2 млн, и вскоре Pebble увидел мир. По данным на 20 марта 2014 года было продано более 400 000 часов.

Источник — AIN.

 

 

Пред. След.