5 рабочих схем монетизации стартапов

Кофаундер Ресторадос.ру Ромил Чумаков рассказал о 5 способах монетизации стартапов.

1. Модель freemium 

У проекта (сайта, мобильного приложения, онлайн или мобильной игры и т.д.) есть более 1 млн уникальных пользователей в день (очень круто) или в месяц (тоже неплохо), или закачек приложения (хорошо). Вы либо даете базисный функционал бесплатно, а дополнительные инструменты за деньги, либо используете внимание пользователей в своих корыстных целях и показываете ему различные типы рекламы. Конверсия (те пользователи, с которых вы зарабатываете) в данном типе модели составляет от 0 до 3%.

Основные примеры проектов:

  • Поисковые системы (Google, Yandex и др.). Основной заработок этих гигантов составляет контекстная реклама. Посещаемость поисковиков в день, как правило, равна нескольким десяткам миллионов человек, из них 1-3% жмут на контекстную рекламу, принимая ее за честную поисковую выдачу.
  • Социальные сети (Facebook, ВКонтакте, Одноклассники и др.). Заработок соцсетей более диверсифицирован: заработок идет от показа рекламы, комиссии с оплат пользователей в приложениях и играх, виртуальных подарков и повышения своего статуса (больше в сервисах знакомств, чем в соцсетях, но все же).
  • Сайты знакомств (Mamba, TopFace и др.). Их основной заработок – повышение позиции среди всех прочих пользователей.
  • Мессенджеры/сервисы IP телефонии (Skype и др.). Skype — это тоже модель freemium, поскольку он продает услуги связи с аккаунтов на городские и сотовые номера. За что и был куплен Майкрософтом за 8 млрд долларов.
  • Игры мобильные и платформенные (Angry Birds, Farmville и др.). Они зарабатывают как правило так: 10 уровней игры можно скачать и пройти бесплатно, далее предлагается скачать игру за 1-3 доллара, далее в игре за деньги можно купить какую-нибудь крутую штуку, благодаря которой вы пройдете проблемный уровень. В платформенных играх (данный тип игр профессионалы рынка еще называют free to play) вы играете бесплатно сколько угодно, но за ускоренный рост «героя игры» можно заплатить, и вы автоматически становитесь в более выигрышной ситуации, чем ваши соперники. Доходы лучших игр в отрасли измеряются десятками миллионов долларов в год.
  • Доски объявлений, так называемые Classified (Avito, Slando, Dmir и др.). Их заработок формируется с нескольких каналов: плата за “верхнее” место в категории для объявления пользователя и/или выделение объявления цветом, абонентская плата с магазинов (как правило, подобные сайты развивают направление B2B, то есть являются marketplace с кучей небольших магазинов) и, конечно же, реклама (ее можно таргетировать на вас в зависимости от категории товара, который вы ищете).

2. Модель подписки (subscribe) 

Подходит для проектов, у которых нет миллионов скачек приложения или пользователей, но они обладают очень ценной информацией, которую можно продавать заинтересованным лицами или компаниям.

Основные примеры проектов:

  • Сайты о работе (Monster.com, Headhunter, Superjob и др.). Лучшие из этих сервисов зарабатывают на обеих сторонах интересующихся: с пользователя берут за подъем/выделение резюме на общем фоне, с работодателя — за доступ к базе пользователей, которые ищут работу за срок неделя/месяц/квартал, и матрицу открываемых для просмотра профессий в базе данных.
  • Узкие нишевые проекты с умной аналитической информацией (из известных мировых вспоминается только Bloomberg). Это сервисы для тех, кто хочет обладать полной и достоверной информацией здесь и сейчас.
  • Онлайн кинотеатры и музыкальные центры (Netflix, Spotify, ivi.ru, Zvook и др.). В цивилизованных странах вам как пользователю предложат выбрать: либо платить абонентскую плату ($10-15 в месяц), либо не платить, но зато часто и во многих местах сервиса видеть рекламу.

3. Транзакционная модель 

Вы гоните через свой сервис деньги, от одной заинтересованной стороны к другой. Или сами являетесь заинтересованной стороной, а за комиссию – выполняете услуги пользователей. Для того, чтобы данная модель была для вас выгодна, нужно либо иметь миллионные обороты (чтобы жить на 3-5% комиссии), либо меньшие обороты, но бОльшую комиссию.

Основные примеры проектов:

  • Платежные сервисы и системы (Webmoney, Яндекс Деньги, Qiwi, Robokassa, Chronopay и др.). Это системы, которые осуществляют ввод, вывод, перевод денег и за подавляющее большинство операций берут свою комиссию 3-5% (кто-то больше).
  • Агрегатор/Биржа продавцов и покупателей (туризм: AnyWayAnyDay, Oktogo, OneTwoTrip, техника: Wikimart, Yandex Market, купоны: Groupon, Biglion, ). Эти площадки, с одной стороны, собирают предложения многих поставщиков какой-либо отрасли (отели, билеты на концерты/самолеты/поезда, поставщики техники, малые и средние бизнесы по предоставлению услуг в узких рынках), и с другой стороны, предлагают пользователю самый широкий выбор на одной площадке товаров или услуг этой самой отрасли. Живут на комиссию, удерживаемую с поставщиков – в среднем до 10%. Лучше всего, когда в данном проекте нет логистики — это упрощает бизнес-механизмы проекта.

4. Рекламная модель 

Проект показывает рекламу своим пользователям. Данная модель является лидером среди моделей, выбираемых юными стартаперами для своих проектов.

Основные примеры проектов:

  • Мейл-сервисы и агрегаторы порталов основных тем интересов пользователей (Yahoo, Mail.ru и др.) . Как правило, подобные сервисы имеют многомиллионную дневную посещаемость и контракты с представительствами крупнейших производителей чего либо, от алкоголя до портативной техники и автомобилей. Их основная модель — показывать пользователям баннеры. И они на этом неплохо зарабатывают, даже несмотря на то, что навязчивость данного типа интернет рекламы высокая, а эффективность падает. К тому же, идет развитие RTB-модели показа баннеров (real time bidding – это когда перед загрузкой страницы со скоростью света происходит аукцион среди баннеров разных рекламодателей за право быть показанным вам как пользователю), которая, скорее всего, приведет к увеличению оборотов подобных сайтов-гигантов.

Данная модель не очень подходит для начинающих стартапов, потому что в первую очередь это b2b продажи, и если ваш проект неизвестен, то вряд ли кто-то вам сам позвонит и предложит контракт, поэтому нужно будет самим формировать отдел продаж и звонить-звонить-звонить, а вот это как раз достаточно затратно на начальном этапе.

  • Лидогенераторы, сайты и приложения — агрегаторы информации (Banki, Sravni.ru, Kupongid.ru, Prostrahovanie.ru и др.). Подобные сервисы собирают максимум информации по конкретной тематике, будь то кредиты, купоны, ипотека или что-то иное. Заработком таких проектов являются комиссионные с каждого конкретного клиента, пришедшего с данного сервиса к поставщику товара или услуг. Заработок может формироваться автоматически, посредствам партнерских программ (в случае, если товар или услугу можно заказать прямо на сайте-партнере) или через телефон, когда вы оставляете заявку на кредит в конкретном банке на подобном сервисе, вам перезванивают уже из банка, но процент прибыли от вашего кредита или fix стоимость лида (наводки на клиента) банк уже должен оплатить площадке, с которой этот клиент пришел.

Для начинающих стартапов данный тип монетизации является достаточно приемлемым, потому что он, при правильной настройке сервиса, начинает генерить кеш флоу достаточно быстро в полуавтоматическом режиме, и изначально не очень затратен.

5. Перепродажа 

Бизнес-модель, не требующая особого рассмотрения. Перепродажа айфонов, холодильников, кабелей, зарядок или чего еще. Очень высококонкурентная и не слишком маржинальная, зато стабильная модель.

Источник — Siliconrus.

Пред. След.