|

|

Михаил Иванов, StartBiz: В Украине исчезли стартапы


interview 1

Михаил Иванов, управляющий партнер StartBiz, считает, что сегодняшний инкубатор не сможет собрать 30 новых, высококачественных проектов для сессии. Несмотря на это, он не теряет оптимизма, не перекладывает ответственность за замедление роста отрасли на стартапы, а сам активно развивается в качестве предпринимателя, общественного деятеля и «ангела». Он вошел в совет директоров UInvest вместе с Владимиром Семененко, генеральным директором TechNext.

StartBiz в прошлом году создал венчурный фонд. Какие проекты сейчас в приоритете? Кому были предоставлены инвестиции?

StartBiz в прошлом году создал венчурный фонд. Какие проекты сейчас в приоритете? Кому были предоставлены инвестиции?

Тремя проектами пополнили инвестиционный портфель StartBiz в 2015 году: устройством для контроля снов DreamControl, платформой для рекламы в Wi-Fi сетях NetAd и цифровой рекламной платформой AdStream.

После преобразования в фонд мы продолжаем заниматься более зрелыми проектами, но продолжаем делать инкубационные инвестиции. Сейчас мы тщательно следим за развитием таких проектов, как EcoControl, ParkSolution, DreamTrip, QuickDel, а также недавно появившихся проектов, таких как PerfectDesign и HintTool.io.

Как изменились украинские стартаперы за последние три-пять лет? Было ли заметное увеличение? Я спрашиваю, потому что вы сами «погружены» в стартаперскую атмосферу.

— Они значительно выросли за предыдущие пять лет. Ещё 5–7 лет назад отрасль не существовала вообще. Вспоминая 2010 год, все только начиналось.

Тем не менее темпы роста заметно снизились за последние несколько лет. Хотя у наших стартапов почти нет финансирования на начальном этапе.

Если мы будем честны, кто финансировал украинские стартапы? Местные инвесторы венчурного капитала, а также российские фонды Кроме того, кто были инвесторами венчурного капитала в нашем регионе? Это составляют: Денис Лысенко (Happy Farm), Наталья Ткаченко (TA Ventures), Игорь Пильгун (East Labs) и Александр Черновецкий (CIG). Но почти все покинули этот бизнес или переключились на другие страны.

Пока наши стартапы недостаточно хороши, чтобы привлечь инвесторов из Кремниевой долины или Европы.

Таким образом, нельзя приписывать стартапам ответственность за потерю динамики. Я считаю, что гораздо больше успешных проектов можно было бы получить, если бы венчурные фонды организовали bootcamps и финансировали молодые стартап-команды на раннем этапе развития.

То есть инвесторы могут быть ответом на вопрос «чего не хватает украинским стартаперам»?

Да. С нашего рынка ушли как инвесторы, так и инкубаторы, которые ранее поддерживали движение стартапов. BootCamp был местом обучения, развития и поддержки проектов, чтобы они выросли. Помните Global Technology Foundation (GTF)?

Да, этот фонд предоставил грант нашему стартапу Jeap. Как вы относитесь к этому?

Да, этот фонд предоставил грант нашему стартапу Jeap. Как вы относитесь к этому?

— Вы видите, что это стимулировало рост, и эти деньги позволили стартапам развиваться. Кроме того, LetterBooks, один из наших новых проектов, получил грант от GTF. Посмотрим на список учредителей GTF. Большинство из них уже не хотят инвестировать в Украину.

По словам Владимира Семененко, генерального директора компании, украинским стартапам не хватает предпринимательского опыта. Сергей Туманов утверждает, что у него нет опыта и понимания бизнес-процессов на глобальном рынке. Анатолий Краснощек отмечает, что у него «постоянное желание назвать будущим единорогом все, что подает признаки стартапа». Роман Серебряный заметил отсутствие прозрачных правил игры в украинском стартап-сообществе. Как вы думаете об этом?

Соглашусь со всем этим, поскольку многие приходят с мыслью «у меня самое крутое». Кроме того, у многих нет предпринимательского опыта и понимания глобального рынка. Я бы также сказал, что вам нужно научиться продавать. Это требует хорошего английского языка, профессиональных презентаций и понимания того, что мы команда, которая помогает и поддерживает друг друга.

Вы являетесь депутатом Одесского горсовета и участвуете в общественных и политических процессах. Какие задачи вы уже решили в своей работе в этом качестве, что вы уже достигли и с чем вы сталкиваетесь наиболее часто?

— Существует ряд сложных проблем. Например, трудно найти компанию, которая получила инвестиции и осталась в Украине только с украинским юрлицом, учитывая структуру стартап-индустрии. Ни один человек не хочет оставаться в этом месте. Все стремятся зарегистрировать юридическое лицо в другом месте, чаще всего в Соединенных Штатах. И эту проблему нельзя решить одним законом.

Согласно рейтингу Doing Business, Украина занимает 83-е место. Различные законы страны либо усложняют, либо упрощают ведение бизнеса.

Мы, конечно же, хотим облегчить ведение бизнеса. Но что я могу сделать на местном уровне, если регистрация бизнеса уже не является местной инициативой? Вы регистрируете местное предприятие в Киеве, но только с одесским адресом.

Несмотря на наши усилия на местном уровне по предоставлению инфраструктурных услуг, это не является системной задачей.

Мы можем похвастаться разработкой ИТ-кластера. Мы объединились, потому что поняли, что поодиночке нам будет трудно изменить отрасль. В кластер вошли как «продуктовые» компании, так и крупные «аутсорсеры» уровня LuxCode и Cyberium, а также «Политех» и Одесский национальный университет. Другими словами, это очень серьезное объединение.

Когда мы общаемся со Львовом, Днепропетровском и Харьковом, есть инициативы, связанные с другими кластерами.

Что касается ИТ-ассоциации, то я могу сказать, что она занимается лоббированием ИТ-законов. Мы тесно сотрудничаем с ней, делая заявления от имени регионов. Кроме того, ассоциация выступает за инициативы, которые помогут «айтишникам» остаться здесь. Например, было отменено требование к «фрилансерам», работающим с иностранными заказчиками, предоставлять акты выполненных работ или договоры для получения вознаграждения.

Вы стали членом правления UInvest в 2016 году. Какие грандиозные планы у вас на этот год? Какие инновационные предприятия могут заинтересовать вас?

— Недавно состоялось установочное собрание, на котором выбрали новое руководство. Члены правления были распределены по различным областям. Поскольку я не являюсь представителем UInvest из Киева, для меня приоритетным является развитие региональной сети. Это не означает, что я буду искать стартапы и новых членов, а скорее, помогать развитию районов. Это включает в себя обучение «ангельскому» инвестированию.

Конечно, Одесса находится на первом месте, поскольку я живу здесь. Следующими городами будут Днепропетровск, Харьков и Львов.

Ваша оценка регионов интересна. Днепропетровск, Харьков и Одесса кажутся очень активными в плане создания стартапов из Киева, а Львов выглядит немного отстающим.

— Да, в отношении аутсорса львовский регион развивается очень быстро. Это значительно упрощает бизнес.

Мы, конечно же, хотим упростить бизнес-процессы. Тем не менее, что я могу предпринять на местном уровне, если регистрация бизнеса не является полностью местной инициативой? Вы фактически регистрируете местное предприятие через систему в Киеве, но с указанием его одесского адреса.

Мы стремимся создавать благоприятную инфраструктуру на местном уровне, но это не помогает решить системные проблемы в целом.

Мы можем похвастаться тем, что создали информационный кластер. Мы объединились, потому что знали, что оказывать значительное влияние на отрасль в одиночку будет сложно. В кластер вошли как продуктовые компании, так и крупные аутсорсинговые компании, такие как LuxTech и Cyberum, а также Политехнический институт и Одесский национальный университет. Это очень хорошее объединение.

Когда мы работаем со Львовом, Днепропетровском и Харьковом, существуют инициативы, связанные с другими кластерами.

Я также хотел бы упомянуть об IT-ассоциации, которая занимается защитой IT-законодательства. Мы тесно сотрудничаем с ассоциацией и выступаем от имени регионов. К примеру, одна из инициатив ассоциации направлена на то, чтобы помочь оставшимся в профессии IT-специалистам. Например, это касается отмены требования к фрилансерам, работающим с иностранными заказчиками, предоставлять акты выполненных работ или договоры для получения оплаты.

Вы стали членом правления UInvest в 2016 году. Какие грандиозные планы у вас на этот год? Какие инновационные предприятия могут заинтересовать вас?

Недавно прошло установочное собрание, на котором выбрали новое руководство. Члены правления были распределены по разным областям. Поскольку я не являюсь представителем UInvest из Киева, мне было поручено работать над созданием региональной сети. Это означает, что я буду консультировать людей о «ангельском» инвестировании и помогать с развитием регионов.

Поскольку я живу в Одессе, конечно, это первое, что рассматривается. Затем мы рассмотрим другие города, такие как Днепропетровск, Харьков и Львов.

Что касается оценки регионов, то я согласен с вами и Евгением Сысоевым, что продуктовое направление в Днепропетровске, Одессе и Киеве активно развивается. Это место рождения большинства новых бизнесов. Киев безусловно является лидером. Я пока не видел команд, работающих над продуктом в Львове.

Что касается вопроса о том, какие стартапы попадают в поле моего интереса, UInvest в настоящее время рассматривает тринадцать новых стартапов, которые находятся в процессе разработки. Тем не менее, я не могу сказать, что они подчинены системе. Проекты варьируются от веб-такси до fintech-стартапов. На начальном этапе мы приветствуем всех новых стартапов в Украине. Одним из принципов UInvest является то, что мы рассматриваем всех кандидатов и не исключаем никого.

Да, игровой сектор потерял позиции в отношении трендов этого года. Стартапы, привлекающие мобильную аудиторию и имеющие высокий LTV, сейчас в тренде. Другими словами, те, кто может собрать вокруг себя сотни тысяч людей, особенно из США и Западной Европы.

Что касается перспектив, я считаю, что на рынке произошло небольшое оживление. Не буду называть имен, но ко мне стали обращаться люди, которые ищут финансирование украинских проектов. В прошлом году этого не наблюдалось.

Новые игроки на этом рынке, которые еще не «насытились» и ищут свежие проекты и идеи, вероятно, ответственны за это оживление.

Тем не менее, для того, чтобы произошло настоящее оживление, на рынок должны прийти крупные внутренние инициативы или международные бизнес-акселераторы, которые обладают способностью создавать молодые команды и готовить их к серьёзным инвестициям и международным рынкам.

В последнее время я не слышал о каких-либо значительных мероприятиях или достижениях, связанных с акселератором GrowthUp, которые могли бы иметь значительное влияние на экосистему. Их веб-сайт содержит устаревшую информацию, которая отражает общее состояние рынка стартапов, которое не меняется.

Контакты иностранных инвесторов с украинскими партнерами вызывают некоторые опасения. Это особенно верно, когда речь идет о происхождении капитала. Тем не менее, украинские стартапы в целом получают хорошее отношение, причем без явных предубеждений.

Я настроен оптимистично в отношении этого года. Мы будем активно искать новые возможности для украинских стартапов, в том числе ориентированных на массовый рынок и мобильную аудиторию, и будем инвестировать в несколько перспективных проектов.

Мне бы хотелось, чтобы на рынке появились возможности для «воспитания» новых стартапов, а также чтобы появились международные акселераторы, которые могли бы оказать квалифицированную поддержку и инвестиции молодым украинским командам.

Хотя единственной проблемой является нестабильность в стране, мы верим в украинский ИТ-сектор и его потенциал на международном рынке.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *