Thinking Investor Блог Максим Светлов из PeakNet и ВекторБиз считает, что сегодня является идеальным моментом для завершения большого проекта.

Максим Светлов из PeakNet и ВекторБиз считает, что сегодня является идеальным моментом для завершения большого проекта.


Проект Digital Future об инвестициях на IT-рынке

Максим Светлов — настоящий пример успеха в украинском интернет-бизнесе. Хотя Максиму слово «многие годы» звучит слишком торжественно, термин «годы» вполне оправдан, поскольку PeakNet отмечает свой десятилетний юбилей в 2016 году, что означает, что он не только не терял темп, но и наращивал скорость. Он проявляет свои творческие способности во многих областях: он создает агентство интернет-маркетинга PeakNet, является партнером инвестиционного фонда ВекторБиз по инвестициям в SaaS-проекты, организует ряд конференций, пропагандирует Одессу не только словами, но и делом, создавая проекты взаимопомощи и краудфандинга, а также поддерживает украинские IT-проекты за рубежом. Список его дел может продолжаться.

Максим объясняет философию своей команды так: «Любые трудности только придают нам энергию и желание изменить текущую ситуацию».

В этом интервью мы обсуждали инвестиции, Кремниевскую долину, SaaS, краудфандинг и перспективы продуктовых стартапов.

— Мой первый вопрос будет кратким: почему вы недавно посетили Соединенные Штаты?

— У меня был документ, в котором был перечень задач, которые можно было разделить на семь направлений:

Изучите возможности для более активного проникновения на американский рынок агентства интернет-маркетинга PeakNet.
Познакомьтесь с экосистемой Кремниевой долины и узнайте, что делает ее особенной.
Получите знания о методах продаж b2b. Прочтите множество других стандартов ведения бизнеса в Кремниевой долине. Чтобы стать более ценным наставником для SaaS-продуктов, в которых я участвую как инвестор и наставник. Расширьте свою сеть связей с опытными предпринимателями. Определите SaaS-проекты, которые могут быть интегрированы в наши бизнесы.


— Было очень интересно прочитать вашу запись в Facebook. Вы сообщили в комментарии к фотографии из Стэнфорда, что пришли учиться, но не в университете. Какие новые знания вы получили?

— Я не пытался учиться в Стэнфорде, просто пользуясь их превосходной библиотекой.

Я имел в виду поездку в Долину для получения образования. За два месяца я провел более 150 встреч с разными людьми, каждый из которых был в чем-то умнее меня. Моя цель была максимально обогатиться знаниями; иногда мне приходилось проводить по восемь встреч в разных частях Долины в течение дня, и это не всегда было легко.

— Согласно вашей ленте в Facebook, я обнаружил, что вы приняли участие в конференции Saastr. Иван Иванов из ReplyApp.io также присутствовал на этой конференции и сообщил, что узнал о многочисленности конкурентов. Пожалуйста, расскажите о самой конференции и о причинах ее участия.

— Каждый год мы проводим три или четыре конференции на сайтах 8P.ua, oa.ua, bulgaria.oaconf.com и oa.com.kz. Мы имеем достаточно опыта их проведения, чтобы ясно определить преимущества и недостатки этих мероприятий. Обычно я не очень хорошо отзываюсь о конференциях, потому что в некоторых случаях мне кажется, что контент некачественный, организация оставляет желать лучшего, общение плохое или просто скучно.

Это была первая в моей жизни возможность увидеть идеальный ивент во всех его аспектах. Я рекомендую SaaStr всем, кто работает в SaaS-индустрии. Я также рекомендую Джеймсона Лемкина From Impossible To Inevitable: How Hyper-Growth Companies Create Predictable Revenue, а также подписаться на это сообщество в целом, включая блог, рассылку и Quora.

Участие в такой конференции ценно тем, что позволяет вам познакомиться с ведущими специалистами в области продаж, маркетинга, развития бизнеса и продукта.

Если вы найдете общие темы для будущего общения, на конференции, которая длится три дня, вы сможете найти сотни контактов. Поскольку билеты на SaaStr стоят около $1000, неслучайных людей там нет. Те, кто пришел, понимают, зачем они пришли. Хотя я не присутствовал на одной лекции, я посмотрел видеозаписи, которые были доступны в Интернете, и оказалось, что они содержали очень качественный материал.

Кроме того, не секрет, что специализированные конференции действительно полезны. Кроме того, я посетил Launchfestival и Startup Grind, и считаю, что они полезны в основном для романтичных предпринимателей и предпринимателей на раннем этапе, которые еще не совсем понимают, что они делают и зачем они это делают.

— В интервью Thinking Investor Иван Иванов заявил, что вы повлияли на его решение инвестировать в Digital Future (к которому также присоединился ВекторБиз). Я думаю, что ваша версия событий интересна, потому что часто люди интерпретируют одно и то же событие по-разному.

— Моя поездка в Долину привела к двум сделкам для ВекторБиз. Одним из них является Иван. О втором мы скоро узнаем. Я общался с Иваном и вторым основателем в основном о бизнесе, делясь своими знаниями за девять лет работы в PeakNet и два года работы с продуктовыми командами.

У меня не было цели искать инвестиционные проекты или финансировать именно проект Ивана. Но мы достаточно много общались, и я старался помочь Ивану в его советах. Иван однажды сказал, что мог бы расти быстрее, наняв несколько сотрудников, но он ждал, пока они заработают деньги. Я спросил Ивана, почему он не хочет ускорить процесс и принять предложение DF, зная, что Digital Future сделало ему предложение. Поскольку он изначально не хотел привлекать инвестиции, он, похоже, уже серьезно задумался об этом в тот момент.

Потом произошел интересный момент, когда мы как партнеры по Serpstat созвонились с Алексеем Ворониным, генеральным директором Digital Future. Иван из Replyapp, будущий партнер DF и ВекторБиз, сидел рядом со мной в тот момент. Кроме того, у еще одного потенциального партнера DF и ВекторБиз, о котором мы скоро узнаем, мы сидели в офисе по адресу 620 Folsom, Сан-Франциско.

Никто в то время не предполагал, что мы все так тесно будем сотрудничать.

— Насколько я знаю, акселерационная программа ВекторБиз была закрыта. Что наиболее сильно повлияло на принятие решения о прекращении программы?

— ВекторБиз стал более практичным; теперь мы рассматриваем проекты между первой стадией и первым раундом. Мы хотели бы войти на этап мостового финансирования. Мы не имеем ресурсов, чтобы развивать этот рынок, поэтому заключаем мало сделок. Несмотря на это, мы очень рады, что появляются дополнительные программы для стартапов на начальных стадиях. Недавно мы провели встречу с Екатериной Рыжовой, инициатором Эксперимента 42. Такие инициативы повышают шансы на успех проектов, поэтому я лично буду стараться информационно поддерживать это начинание и призываю DF поступить так же.

— В интервью Thinking Investor Андрей Солодовников, сотрудник ВекторБиз, заявил, что «закончились стартапы» в Украине. После того, как мы включили эту провокационную фразу в заголовок, мы получили много критики, которые утверждали, что это не так и что инвесторы виноваты. Кроме того, какие факторы на самом деле влияют на инвесторов на рынке стартапов?

— Это смешно, что кто-то считает, что инвесторы являются виновными. Инвесторы не должны никому ничего. Они не могут быть виноваты. Не секрет, что любой инвестор хочет найти проекты, не требующие финансирования. В результате Андрей в какой-то степени прав, что мало проектов, поскольку большинство из них требуют финансирования, а качественный продукт, как минимум в сфере SaaS или adtech, не требует большого количества средств.

Я опубликовал статью на DOU, в которой призвал разработчиков, готовых реализовать глобальные проекты, перейти из аутсорса в продуктовый бизнес, поскольку сейчас идеальное время для этого. Предприниматели, которые не готовы рисковать, упорно трудиться, искать возможности в любой ситуации и бороться за свой бизнес, могут рассчитывать только на инвесторов-новичков. Ни один профессиональный инвестор не вложит денег в такой проект.

Инвесторы, конечно, имеют влияние на некоторые аспекты, но на более поздних стадиях. Немногие украинцы доходят до этих стадий, и это проблема из-за того, что люди не очень амбициозны, мало обмениваются опытом и не всегда готовы напрягаться. Что может предпринять инвестор? Просто утверждать, что это ненормально!

Инвесторы также могут общаться с более зрелыми предпринимателями.

Например, я создал закрытую группу основателей украинской SaaS. Если кто-то из вас создает SaaS и готов делиться знаниями и опытом, достиг дохода в 3К MRR, пишите мне, и я добавлю вас в эту группу. Я считаю, что наиболее выгодно развивать SaaS-проекты в Украине.

Наш генеральный директор Алексей Воронин считает, что нашим программистам, которые могут или уже запускают стартапы, не хватает решимости. не просто абстрактная решимость, а решимость посетить клиента и узнать его потребности, чтобы получить ответы на свои требования. По вашему мнению, что еще не хватает?

Хотя у нас много талантливых программистов, украинцы в основном работают на аутсорсинге, что означает, что они предоставляют «сырую» рабочую силу. Но это, возможно, нормальный процесс, который в конечном итоге приведет к экспорту готового продукта. Как можно ускорить и стимулировать этот процесс?

Они не только не имеют решимости. Мы не имеем отработанных методов, не имеем опыта и примеров успешных продуктовых компаний. Все очень кустарное и индивидуальное. Кроме того, у меня слишком комфортно в аутсорсе и мне страшно уходить. Я знаю многих умных разработчиков, которые «пилят» стартап. Однако они «пилят» его, работая в аутсорсе и ожидая, что клиенты внезапно появятся. Но в реальной жизни вам нужно не только производить продукт, но и вести бизнес правильно, что включает поддержку, развитие бизнеса, продажи, маркетинг, обслуживание клиентов и многое другое.

Что касается продукта, я могу сказать больше: его вообще не нужно производить с самого начала. Продавайте то, чего еще нет, проверяя, удается ли «в холодную» заинтересовать потребителей продуктом. Если вы сможете убедить людей, которые не знают вас, увидеть ваш продукт, этот момент должен стать началом разработки продукта. Кроме того, до этого момента можно использовать рекламу и презентации.

Каковы наши возможности? предоставить примеры, методы и т. д. Несколько дней назад я вступил в должность генерального директора Serpstat, и я ищу журналиста, который может рассказать о бизнес-аспектах нашей деятельности. Я буду максимально открыто описывать методы, которые мы используем, когда мы начнем вести блог о SaaS Journey. Несомненно, этот блог станет отличным руководством для других людей, которые хотят создавать SaaS-проекты, когда мы достигнем наших целей (20M ARR). Поскольку блог будет на русском языке и ориентирован на англоязычных клиентов Serpstat, он является чистым «социальным» блогом. Кроме того, хотя в настоящее время в блоге не публикуется ничего, подписка на все доступна по адресу: http://ice.od.ua/.

— Насколько американцы заинтересованы в украинских проектах? Можно ли сказать, что американцы прагматичны и глобалисты, и для них не имеет значения, откуда происходит проект или старт-ап — если только страна не находится под санкциями?

— Полностью точно. Если стартап приносит доход, им не важно, откуда он пришел. На самом деле они предпочитают проекты, ориентированные на рынок Соединенных Штатов и Европы, поскольку они хотят получать доход с рынков, которые им знакомы.

Кроме того, что касается «украинских» стартапов. Все знают, что стартапы в Украине не регистрируются. Таким образом, формально все эти проекты находятся в США или Великобритании.

— Настроение, которое можно было бы охарактеризовать фразой из «12 стульев»: «За граница нам поможет», распространилось в течение последних двух лет и даже года до этого. Сейчас очевидно, что мы должны помочь себе. Как мы можем помочь себе, чтобы, как минимум, развивать IT-рынок? Я задаю вам этот вопрос, потому что вы успешный предприниматель, вы находитесь за границей, PeakNet — это международный бизнес и вы основали городской проект вместе с Андреем Солодовниковым и участвуете в общественных мероприятиях. Таким образом, вы наверняка имеете системное видение.

Все уже поняли, что нам никто не поможет. Кроме того, это разумно, что каждый должен самостоятельно решать проблемы, а не «сидеть на шее у бедных родственников».

Каким образом будет развиваться IT-рынок? Я считаю, что необходимо максимально поддерживать тех, кто создает продуктовые компании. Это связано с тем, что у нас есть умные и недорогие кадры (правда, иногда ленивый), компетенции самых лучших разработчиков мира (благодаря аутсорсу) и почти отсутствующий внутренний рынок, который требует немедленного выхода на внешние рынки.

В интервью Thinking Investor Екатерина Рыжова заявила, что украинский инвестиционный рынок следует сравнивать с Луной, а не с западными странами. Вы согласны с ней в ее категоричности? Или вы более оптимистично настроены?

— Формально Екатерина была права, поскольку все «украинские» проекты зарегистрированы в любом другом месте, но не в Украине. В Украину деньги поступают только на зарплаты, офисы и другие нужды. Рынок информационных технологий развивался бы быстрее, если бы кто-то на высшем уровне попытался помочь отрасли. Но система управления государством настолько развалена, что даже в хороших людях изменения продвигаются с большими трудностями и часто блокируются на местах.

Поскольку я не думаю, что что-то изменится в ближайшее время, мне просто нужно работать с тем, что у меня есть, и не жаловаться на то, что у меня есть.

— Вопрос касается краудфандинговой платформы «Мой Город», которую вы и Андрей Солодовников создали. Цель собрать 22 000 участников на данный момент выполнена на 11%. 76 человек внесли свой вклад на решение проблемы бездомных животных, собрав максимально 22,2 тыс. грн.

Вы ожидали более значительных результатов год назад, когда запустили платформу? Или за один год такого проекта достигнуты адекватные результаты? Возможно, одесситы еще не привыкли к краудфандингу?

— Лендинг был запущен год назад для проверки концепции. Я решил выпустить продукт после многочисленных отзывов. Кстати, мы продавали идею без реального продукта, поэтому это идеальный метод запуска продукта. Проект был реализован в августе. Результаты за полгода проекта, большая часть которого была посвящена разработке продукта, достаточные.

Мы завершили проект cherrytea.od.ua, который собирает благотворительную помощь и сделал Одессу еще более привлекательной для жителей и гостей, установив домики для бездомных кошек и запустив несколько других проектов.

Кроме краудфандинга проект финансируется основателями, поэтому мы можем завершить проект, даже если мы не соберем достаточно денег. Сейчас «Наш Город» активно работает над «телом» проекта: команда начала сотрудничать с волонтерами, организациями, бизнесом и социальными инициативами. Мы имеем четкое видение платформы. Я считаю, что в недалеком будущем мы сможем увидеть значительный прогресс.

Мы сравнили показатели краудфандинга с лидерами украинского рынка, поскольку они стандартны для Украины в отношении количества пользователей. Но привлечь больше одесситов — это сложная задача, потому что трудно преодолеть их сомнения. Тем не менее, мы не отчаиваемся и просто продолжаем работать, потому что любые препятствия только придают нам силу и желание изменить текущее положение дел.

Почему это должно быть сделано? Я могу сказать, что менталитет наших сотрудников в PeakNet значительно изменился, потому что мы уже перешли из третьего мира в первый. Кроме того, переход из третьего мира в первый, не меняя своего местоположения, является моей личной целью и целью PeakNet.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *